Get Adobe Flash player

 Святыни Храма

fedoskino 011Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, великий угодник Божий и Чудотворец, глубоко чтим всем христианским миром и особенно у нас в России: почти в каждом русском городе есть Никольский храм и в каждом селе — благодатные иконы святителя Николая. С 2008 года и по сей день в нашем храме пребывает великая святыня - частица мощей святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца. Вы только представьте себе – люди со всего света едут в итальянский город Барри, где покоятся мощи великого ikons 001«вселюбимого» угодника Христова, а нам, прихожанам и жителям села Федоскино никуда ездить не надо – батюшка Николай каждый день здесь, рядышком с нами, в простом сельском храме. Только, к сожалению, мы не часто вспоминаем об этом и все бежим, бежим.... Мимо храма.

С 2007 года в храме пребывают частица мощей святителя Филарета, митрополита Московского. Милостью Божьею, предстательством Пресвятой Богородицы и стараниями благотворителей, в 2010 году в Никольский храм прибыли два списка с прославленных чудотворных икон Матери Божией. Список с образа Богоматери «Всецарица» был выполнен специально для Никольского храма монахами монастыря Ватопед на Святой Горе Афон и получил освящение от самого чудотворного образа, хранимого в стенах монастыря и прославившегося на весь мир исцелением онкологических больных. Еще один особо чтимый образ Пресвятой Богородицы - «Геронтисса» (с греч. «Старица» - покровительница пожилых людей, старцев и стариц). Это точный список с чудотворной иконы из греческого монастыря Пантократор.


«Геронтисса» – покровительница старости


Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором...

(акафист Покрову Пресвятой Богородицы)

Не всем выпало счастье находиться рядом с Богородицей. И тогда Апостол и Евангелист Лука написал лик Пречистой на доске - это и была первая Икона. С тех пор создано много Икон. Большая часть из них - чудотворные. Предание говорит, что когда Апостол Лука написал несколько Икон Божией Матери и принес их к Ней, Она сказала: «С этими Иконами отныне будет Моя благодать и благодать Родившегося от Меня». Тысячи чудотворных Икон Божией Матери - это знаки Ее любви к нам. Как бы в залог Своего невидимого присутствия Она даровала православному человеческому роду многие десятки, сотни и тысячи святых цельбоносных и чудотворных Своих Икон. Через них Она передает всем, кто с верою, благоговением и любовью припадает к этим Святым Иконам, Свою Материнскую милость, утешает, ободряет, исцеляет, помогает нести жизненный крест каждому, ищущему на своем земном пути небесного подкрепления. Сегодня мы расскажем об иконе Божией Матери «Геронтисса», точный список с которой, стараниями благотворителей и настоятеля, теперь находится в Никольском храме села Федоскино.

ikons 002Икона Божией Матери, именуемая Геронтисса (Старица - Настоятельница), прославилась в Афонском монастыре Пантократор (Вседержитель).

Матерь Божия на этой иконе изображена в полный рост без Богомладенца, подлинного возраста старицы на земле достигнувшая. Стоит Она развернувшись влево, руки Ее простерты в молитве. На иконе изображен также сосуд, из которого изливается через края елей — в память прославившего икону чуда двукратного умножения елея в пустых монастырских сосудах по молитве игумена пред этим образом. В настоящее время «Геронтисса» находится в соборном храме Афонской обители Пантократор, но не в алтаре, как прежде, а при северо-восточной колонне, поддерживающей купол. Икона обновлена и обложена серебряной ризой. По преданию, икона - вклад одного из византийских императоров во время устроения монастыря Пантократора. Это третий по значимости образ на Афоне.

«Помяну имя Твое во всяком роде и роде»...

(прокимен на Богородичные праздники)

Согласно преданию, первое чудо от этой иконы произошло во время строительства будущего монастыря, которое проводилось примерно в пятистах метрах от современных построек. Однажды ночью и икона, и все инструменты строителей пропали, а утром были найдены на месте современного расположения обители. Так повторялось несколько раз, пока наконец не стало ясно, что Сама Пресвятая Владычица избирает именно то место для устройства обители. Свое наименование икона получила после следующего чуда. В Пантократорском монастыре умирал игумен, человек, достигший зрелого возраста и отличавшийся благочестием и святостию своей жизни. Узнав по откровению о времени своей кончины и желая прежде отшествия в загробный мир причаститься Христовых Таин, он просил служащего священника поторопиться совершить Божественную литургию, но тот не внял его просьбе. Тогда от чудотворной иконы Геронтиссы, стоявшей в алтаре, был услышан грозный глас, повелевший священнику поторопиться исполнить желание своего игумена.

Еще одно поразительное чудо произошло в XVII веке. В монастыре случился тогда столь сильный голод, что братия начала постепенно расходиться. Игумен убеждал всех просить о помощи Божию Матерь и сам усердно молился. Однажды утром братья заметили, что из кладовой, где находились в то время лишь пустые сосуды, льется елей. Войдя внутрь, они были поражены: из одного кувшина, сохраняющегося, как говорят, до сих пор, масло непрерывно лилось через край. Иноки возблагодарили Пресвятую Заступницу за скорую помощь, а в память этого события на иконе был изображен кувшин с переливающимся через край елеем.

В другой раз во время нападения на обитель сарацин-пиратов, с иконы сорвали серебряный оклад, а один из них хотел было расколоть икону на части, чтобы раскурить свою трубку. Но Господь не допустил совершиться этому святотатству и безумец в тот же момент лишился зрения. Тогда икону бросили в колодезь близ монастыря, где она и находилась в продолжение 80-ти лет. Перед смертью дерзкий сарацин, наказанный слепотой, раскаялся в своем безумии и, надеясь через это раскаяние получить облегчение в судьбе своей, заповедал своим домочадцам, чтобы после смерти его они непременно отправились на святую Афонскую гору и открыли там икону Богородицы. Исполняя его завещание, родственники прибыли на Афон и указали инокам место, куда была брошена святая икона. Тогда святыня была обретена невредимой, с честью вынута из колодезя и отнесена в соборный храм обители.

В 1950 году в монастыре начался пожар. Дул сильный ветер, он быстро раздувал огонь и, казалось, что пожар уже не остановить. Братия вынесла икону и стала петь молитвы. Когда они приблизились к бушующему пламени, оно вдруг метнулось назад и полностью погасло.

Совершалось от образа и много других чудес. Так, по молитвам перед этой иконой Богоматерь многократно являла Свое особое попечение об умирающих старцах, излечивала от различных болезней, в том числе и от рака. Ее списки стали появляться во многих храмах Греции, и было замечено, что она исцеляет от бесплодия, помогает при родах, оказывает явную помощь в работе и учебе. От этого и почитание иконы широко распространилось - в первую очередь в Греческих Церквах, а в послесоветский период - и в Русской Церкви. Например, афонский список этого образа появился в Екатеринбургском Ново-Тихвинском монастыре. Известна икона Божией Матери Геронтиссы в алтаре соборного храма Успенской Почаевской Лавры. По благословению архиепископа Волынского и Житомирского Модеста священнослужители перед началом богослужения испрашивали перед иконою Матери Божией благословение на начало службы. Память иконы совершается на Афоне 4 апреля.




Мозаичная икона святителя Николая Чудотворца


В нашем храме находится точная копия редчайшей мозаичной иконы святителя Николая, весом в 20 кг., такая же как и в монастыре Ставроникита на Святой горе Афон в Греции.

sv n 1

Обитель эта расположена между Ивероном и Пантократором, на высоком крутом берегу моря. С востока и севера омывается водой. Для этого монастыря характерны узкие переходы, похожие на улицы средневековых городов. По преданию, этот монастырь существовал на Афоне с X века. По одной из версий, первый игумен монастыря Никифор носил фамилию Ставроникита, отсюда и называние обители. Соборный храм во имя святителя Николая Чудотворца был расписан в 1546 году известным мастером Феофаном Критским. Здесь находится очень редкая мозаичная икона святителя Николая, техника исполнения которой соответствует традициям эпохи Палеологов. На верхней части лица святого четко виден глубокий след от удара рубящим предметом. Предание гласит, что этот удар был нанесен во временя иконоборчества (IX в.), после чего икона была выброшена одним из нечестивцев в море. В середине XVI века она была найдена в море рыбаками, которые обнаружили, что к лику Святителя приросла перламутровая раковина. Когда раковину попытались отделить от иконы, на ее месте образовалась как бы рана, из которой потекла кровь. Узнав об этом чуде, константинопольский Патриарх освятил построенную на месте обретения мозаичной иконы обитель в честь святителя Николая. Отделенную от иконы раковину разделили на две части, из которых сделали блюдце для Богородичной просфоры и панагию. Впоследствии этой панагией Константинопольский Патриарх благословил первого Российского Патриарха Иова. На лике святителя Николая до сих пор виден глубокий след от удара.

Резной иконостас главного храма монастыря Ставроникита во имя св. Николая выполнен в 1730 году. Нал главным входом в обитель возвышается колокольня. В монастыре расположено 5 часовен (в корпусах) и 11 вне корпусов. После пожаров в обители уцелело 160 рукопесей, из них около 60 на пергаменте. Храниться здесь и греческая Псалтирь XII века на пергаменте.


Житие святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца


«Радуйся, рождением своим родителей удививый»

Святитель был уроженцем города Патары Ликийской области (южное побережье Малоазийского полуострова). Родился он около 280 года в семье благородных и благочестивых христиан Феофана и Ноны. До глубокой старости они не имели детей; в непрестанной горячей молитве они просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына, который при святом крещении получил имя Николай, что значит по-гречески – «побеждающий народ». Уже в первые дни своего младенчества святитель Николай показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время крещения, когда обряд был очень длительным, он, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех часов. С первых же дней святитель Николай начал строгую подвижническую жизнь, которой остался верен до гроба. Еще будучи грудным младенцем, он начал поститься: принимал молоко матери по средам и пятницам только после совершения родителями вечерних молитв. Все необычное поведение ребенка показало родителям, что он станет великим Угодником Божиим, поэтому они обратили особое внимание на его воспитание и постарались, прежде всего внушить сыну истины христианства и направить его на праведную жизнь. Отрок вскоре постиг, благодаря богатым дарованиям, руководимый Святым Духом, книжную премудрость.

«Радуйся, добродетелей великих вместилище»

Благодать Святого Духа укрепляла душу будущего святителя: он уклонялся от детских забав, праздности, хранил целомудрие, любил чтение Священного Писания, часто посещал церковные службы.

Дядя его, епископ Патарский Николай, видя благочестие отрока, посоветовал ему посвятить свою жизнь служению Церкви и возвел его в церковную степень чтеца. Через несколько лет он посвятил святого Николая в сан пресвитера. При совершении над святителем Николаем Таинства священства, епископ, исполненный Духа Святого, пророчески предсказал народу великое будущее угодника Божиего: «Вот, братие, я вижу новое солнце, восходящее над концами земли, которое явится утешением для всех печальных. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря! Хорошо он будет пасти души заблудших». Ревностным служением Богу молодой пресвитер был подобен мудрому старцу и снискал за то глубокую любовь паствы.

Дядя епископ отправился в Палестину, а управление своей епархией поручил своему племяннику пресвитеру. Святитель Николай всей душой отдался выполнению многотрудных обязанностей епископского управления. Много добра сделал он своей пастве, проявляя широкую благотворительность. К тому времени родители его умерли, оставив ему богатое наследство, которое он полностью употребил на оказание помощи неимущим. Следующий случай свидетельствует, к тому же, о его крайнем смирении. В Патарах жил один бедный человек, у которого были три дочери красавицы. Он был настолько беден, что ему не на что было выдать замуж своих дочерей. До чего может довести нужда человека, недостаточно проникнутого христианским сознанием!

Несчастного отца нужда привела к ужасной мысли – пожертвовать честью своих дочерей и из их красоты извлечь средства, необходимые для их приданого. Но, к счастью, в их городе был добрый пастырь, святитель Николай, бдительно следивший за нуждами своей паствы. Получив от Господа откровение о преступном намерении отца, он решил избавить его от телесной нищеты, чтобы тем самым спасти его семейство от духовной гибели. Он задумал оказать благодеяние так, чтобы никто не знал о нем, как о благодетеле, не знал даже тот, кому он сделал добро. Взяв большой узел с золотом, в полночь, когда все спали и не могли его видеть, он подошел к хижине несчастного отца и через окно бросил внутрь золото, а сам поспешно возвратился домой. На утро отец нашел золото, но не мог ведать, кто был его тайным благодетелем. Решив, что Сам Промысел Божий послал ему эту помощь, он возблагодарил Господа и вскоре смог выдать замуж старшую дочь. Святитель Николай, когда увидел, что его благодеяние принесло надлежащий плод, решил довести его до конца. В одну из следующих ночей он также тайно бросил через окно в хижину бедняка другой мешок с золотом. Отец вскоре выдал замуж и вторую дочь, твердо надеясь, что Господь таким же образом окажет милость и третьей дочери. Но он решил во что бы то ни стало узнать своего тайного благодетеля и достойно поблагодарить его. Для этого он не спал ночей, выжидая его прихода. Не долго ему пришлось ждать: скоро пришел и в третий раз добрый пастырь Христов. Услышав звон упавшего золота, отец поспешно вышел из дома и догнал своего тайного благодетеля. Узнав в нем святителя Николая, он пал к его ногам, целовал их и благодарил его как освободителя от духовной гибели.

По возвращении дяди из Палестины, святитель Николай сам собрался туда же. В пути на корабле он проявил дар глубокого прозрения и чудотворения: предвозвестил наступающую жестокую бурю и силой своей молитвы усмирил ее. Вскоре здесь же на корабле он совершил великое чудо, воскресив юношу матроса, который упал с мачты на палубу и разбился насмерть. Со слезами молился святой Николай на Голгофе, где Господь наш Иисус Христос искупил грехи всех людей. Он поклонился и другим святыням в Иерусалиме. Двери единственной в то время церкви на Сионской горе сами отворились перед святым Николаем. Он решил уйти в пустыню для безмолвных подвигов, но Господь во сне открыл Свою волю — совершать предназначенное ему служение на родине.

«Радуйся, образе агнцев и пастырей»

В Ликии угодник Божий, желая окончить свою жизнь в безвестности, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Но Господь вновь возвестил ему в видении, что ожидает от него не подвигов безмолвия, а пастырского служения людям в миру. Святой Николай, избегая человеческой славы, отправился не в Патары, где все его знали, а в Миры, главный город Ликийской области (ныне небольшое селение в Турции), где, никем не знаемый, он мог скорее избегнуть мирской славы. Жил он как нищий, не имел где приклонить голову, но неизбежно посещал все церковные службы. Вскоре скончался архиепископ всей Ликийской страны Иоанн. Для избрания нового архиепископа собрались в Миры все местные архиереи. Много было предложено к избранию умных и честных людей, но общего согласия не было. Епископы усердно молились Богу, прося указать лицо наиболее достойное. Молитва была услышана: старшему из них Господь открыл, что надо посвятить во епископа человека по имени Николай, который первым придет утром в храм. С наступлением ночи старец епископ стал в притворе храма, ожидая прибытия избранника. Святитель Николай, встав с полуночи, пришел в храм. Его остановил старец и спросил о имени. Он тихо и скромно ответил: «Называюсь я Николай, раб святыни твоея, Владыко!» По имени и глубокому смирению прибывшего старец убедился, что он и есть избранник Божий. Он взял его за руку и повел на собор епископов. Все с радостью приняли его и поставили на середину храма. При вступлении в управление Мирликийской епархией, святитель Николай сказал сам в себе: «Теперь, Николай, твой сан и твоя должность требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, а для других!») Теперь он не стал скрывать свои добрые дела для блага паствы и для прославления имени Божиего; но был, как всегда, кроток и смирен духом, незлоблив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия; соблюдал строгую умеренность и простоту: носил простую одежду, вкушал постную пищу раз в сутки – вечером. Целый день великий архипастырь творил дела благочестия и пастырского служения. Двери его дома были открыты для всех: каждого он принимал с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих – питателем, для плачущих – утешителем, для притесненных – заступником. Паства его процветала.

Но приближались дни испытаний. Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана (284-305 гг.). Храмы разрушались, божественные и богослужебные книги сжигались; епископы и священники заключались в темницы и предавались пыткам. Все христиане подвергались всяческим обидам и мучениям. Гонение дошло и до Ликийской Церкви. Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие, за что был заключен в темницу, где не переставал укреплять веру среди заключенных и утверждал их в крепком исповедании Господа, чтобы они были готовы пострадать за Христа.

Новый император Константин Великий (324-337) прекратил гонение на христиан и освободил исповедников, даровав Церкви свободу и мир. Святитель Николай вернулся к своей пастве. Он продолжал мудро управлять ею, а также старался просветить светом христианства язычников, уничтожал капища, сокрушал идолов.


 «Радуйся, яко тобою вера утверждается»

В те годы возникла ересь лжеучения Ария, дерзнувшего отрицать единосущие Господа нашего Иисуса Христа со Безначальным Его Отцом. Для осуждения лжемудрствования в 325 году был созван в городе Никее I Вселенский Собор. В числе более 300 участников Собора был и святитель Николай. Услышав богохульные речи Ария, святитель Николай, ревностный хранитель чистоты Православия, не стерпел такой дерзости и ударил еретика по щеке. За это отцы Собора сняли с него сан епископа и заключили под стражу. В ту же ночь некоторым участникам Собора было такое же видение, которого сподобился ранее сам святитель Николай: Господь Иисус Христос вручал ему Евангелие, а Пресвятая Богородица возлагала на него омофор. Тогда отцы поняли, что Господу было угодно дерзновение святителя Николая, и, воздав ему честь, возвратили знаки епископского сана.

Вернувшись в свою епархию, святитель Николай продолжал трудиться на благо Церкви: сеял слово истины, обличал еретиков, врачевал заблуждающихся. Милосердную помощь святителя Николая не раз испытывали на себе жители города Миры Ликийские. Когда в Ликии наступил великий голод, добрый пастырь, чтобы спасти голодающих, сотворил новое чудо: один торговец нагрузил большой корабль хлебом и накануне отплытия куда-то на запад увидел во сне святителя Николая, который повелел ему доставить весь хлеб в Ликию, ибо он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец был очень удивлен, найдя зажатыми у себя в руке действительно три золотые монеты. Он понял, что это было повеление свыше, привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены. Здесь он рассказал о видении, и граждане по его описанию узнали своего архиепископа.

«Радуйся, неповинных от уз разрешение»

Еще при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти. Некий корыстолюбивый градоначальник приговорил к смерти трех неповинных мужей. Но когда меч был занесен над головами осужденных, на месте казни вдруг появился святитель Николай. Отстранив стражу, он остановил руку палача. Никто не посмел воспрепятствовать святителю. Градоначальник, которого святитель Николай грозно обличил, сознался в своем грехе и просил принять его покаяние. При этом присутствовали императорские военачальники: Непотиан, Урс и Ерпилион. Их вскоре постигла подобная же участь: они были оклеветаны перед императором в измене и осуждены на казнь. В темнице они вспомнили о святителе Николае и со слезами молили его о помощи. Скорый заступник в бедах, великий Чудотворец в ту же ночь во сне явился императору Константину и повелел отпустить невинно осужденных, что и было исполнено.

«Преставился еси от земли к невещественным обителем, идеже зриши доброту неизреченную Христову»

До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого Угодника. Но наступило время, когда и он должен был отдать общий долг человеческого естества. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря 342 года, и был погребен в соборной церкви города Миры. При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали – и продолжают по сей день – источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения.

«Преспе день светлого торжества, град Барский радуется»

Прошло семьсот с лишним лет после кончины Угодника Божиего. Город Миры и вся Ликийская страна были разрушены сарацинами. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами. В 1087 году святитель Николай явился во сне одному апулийскому священнику города Бари (в южной Италии) и повелел перенести его мощи в этот город. Пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была нужна для того, чтобы усыпить бдительность венецианцев, которые, проведав о приготовлениях жителей Бари, имели намерение их опередить и привезти мощи Святителя в свой город. Баряне, окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в порты и ведя торговлю, как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю. Посланные разведчики сообщили, что никакой стражи у гробницы нет и ее охраняют только четыре старика монаха. Баряне пришли в Миры, где, не зная точного местоположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, но ввиду их отказа, применили силу: связали монахов и, под угрозой пыток заставили одного малодушного указать им местонахождение гробницы. Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором и были погружены мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь.

Путешествие длилось двадцать дней, и 9 мая 1087 года они прибыли в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения. Вначале мощи святителя были помещены в церкви святого Евстафия. Множество чудес происходило от них. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя святого Николая, сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым 1 октября 1089 года. Верхняя часть храма (базилика) была построена значительно позже – 22 июня 1197 года.

Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Барград – 22 мая – была составлена в 1097 году русским православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом.

Святая Православная Церковь чествует память святителя Николая не только 19 декабря и 22 мая, но и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.