Get Adobe Flash player

Крещение

Крещение – одно из семи Таинств Церкви - духовное рождение (Ин.3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

IMG 7972

В случае смертной опасности и невозможности доставить к человеку православного священнослужителя, Таинство Крещения может совершить и мирянин. В таком случае любой православный христианин должен взять воду (желательно святую) и трижды возлить на крещаемого со словами: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, Аминь. И Сына, Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Если человек останется в живых, то Крещение должен довершить священнослужитель.

 Некрещеный человек обладает бессмертной душой. Но она пребывает как бы в пассивном состоянии, она не обладает необходимыми для развития степенями свободы. В Крещении не происходит ничего внешне заметного: Крещение это не кинетика, а потенция. Зато какая! С души сняты путы, кандалы первородного греха — живи, возрастай! Тут уж душа должна потрудиться. Потрудись, душа, не ленись — доброделание и молитва, Таинства Церкви и самопознание: все доброе тебе прилежит. Для души губителен, ядовит грех — беги от него, очищайся от него: все это тебе дано в Церкви.

протоиерей Михаил Шполянский

Крещение есть Таинство духовного рождения. Крещение есть принятие человека в лоно Церкви, только после него человек может приступать к Церковным Таинствам. Крещение и миропомазание служат подготовительными моментами для вступления в Евхаристическое собрание. Вступление в него открывает возможность жизни в Церкви без которой нет активной принадлежности к ней. Поэтому сами по себе крещение и миропомазание создают только пассивную принадлежность. Таким образом, таинство приема в Церковь содержит три момента: крещение, миропомазание и Евхаристию.

протопресвитер Николай Афанасьев

Таинство Крещения

IMG 7839

Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду и при призывании крестящим его имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховней, и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую. Тем самым крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом.Уже самое определение Таинства Крещения говорит о том, что оно связано с коренным переломом в жизни человека. Стать христианином - это не значит переменить убеждения или даже образ жизни, это значит решительно переродиться, стать новым человеком. Слова Господа, что зерно не оживет, если не умрет (Ин. 12, 24), или: "Кто не несет креста своего... не может быть Моим учеником" (Лк. 14, 27), или сказанное Никодиму: "Кто не родится от воды и Духа, не может пойти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5), не остаются без свершения. Священная история, как и история христианства, знает множество примеров, начиная с апостола Павла, когда уверовавшие во Христа, а потом крестившиеся становились действительно новыми людьIMG 7841ми.Духовное рождение означает, что человек перестает жить для себя, а начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом и для себя полноту жизни. Обращение ко Христу совершенно меняет центр интересов.Такое обращение бывает иногда крутым или же постепенным. Крещение взрослых является результатом свершившегося в них духовного) переворота, и благодать Таинства его освящает и закрепляет, а при крещении детей, хотя они еще и не имеют сознательной веры, в них тоже всевается семя благодатной жизни, приводящее впоследствии к полному перерождению крещеного, при условии надлежащего христианского воспитания.IMG 7856Для достойного принятия Крещения нужны вера и полное покаяние, отказ от прежней своекорыстной жизни, с осознанием связанности ее с действием злых духов и отречения от них. Крещение младенцев началось с древних времен. От них, конечно, нельзя ожидать веры и покаяния, но их крестят в силу веры их родителей и восприемников, на которых лежит святая обязанность научить крещаемых истинам веры и помочь им возродиться для новой жизни. Мы молимся за детей и верим, что, по нашим молитвам, Господь может даровать им различные блага. Можно ли, поэтому, сомневаться, что подаваемая детям, по молитвам всей Церкви, в Таинстве Крещения благодать принесет должные плоды? Знаем мы, что и IMG 7890Сам Господь пустил детей приходить к Себе (Лк. 18,15-16) и что святой Иоанн Креститель прославил Господа во чреве матери. Благодать действует и на подсознание человека. В то же время все христиане должны помнить, что данный в Таинстве Крещения талант, залог новой жизни, приумножается путем личных усилий, иногда подвигом всей жизни. Иными словами, мы никогда не должны забывать данные при Крещений обеты. Тем не менее, уже при самом принятии Святого Крещения, в крестившемся совершаются неизгладимые перемены: он освобождается от власти первородного греха, и сатана изгоняется из его сердца. Хотя возможность искушать за диаволом остается, но он становится как бы внешним человеку. Некрещеный человек в силу первородного греха в сущности не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен и не грешить.

                                      

Совершение Таинства Крещения

Крещение есть Таинство включения человека в Церковь путем усыновления его силой Христовой Богу Отцу. Таким образом, Крещение есть общее дело и торжество Церкви. В древности оно приурочивалось чаще всего к величайшему христианскому празднику святой Пасхе и совершалось торжественно в собрании верующих в храме. Приготовление ко Крещению, научение вере или оглашение, происходило тоже в храме. В настоящее время эта общецерковная забота о готовящихся ко Крещению сохранилась в молитвах о них на литургии оглашенных; теперь же лишь чтение паремий и еще некоторые особенности службы Великой Субботы напоминают о прежнем обычае крестить в день Пасхи. Постепенно Таинство Крещения (крестины) приобрело характер частной семейной требы, но его общецерковное и пасхальное значение, разумеется, остается, и священникам IMG 7868следовало бы постоянно напоминать об этом, так же как и о великой, но часто забываемой ответственности восприемников. Оглашение, как заключительный акт приготовления ко Крещению, бывшее прежде отдельным обрядом, ныне непосредственно предшествует Крещению. Все символические священнодействия этого обряда имеют глубокое действенное значение. Самые существенные из них: заклинание сатаны, отречение от него, последующий обет сочетаться Христу и, наконец, исповедание православной веры. Христиане по личному духовному опыту знают какова сила носителя зла - диавола, активно борющегося с добром. Заклинание сатаны по слову Господню: "Именем Моим будут изгонять бесов" (Мк. 16, 17) открывает крещаемому возможность вступить в брань с удаленным из него врагом, а последующее отречение от сатаны есть вызов, бросаемый ему. С этого момента крещаемый становится уже воином Христовым и до самой смерти будет вести борьбу с духом зла, который, в свою очередь, не забудет брошенного ему вызова и будет жестоко бороться с христианином до последнего его вздоха. Эту борьбу вел уже за нас всех Богочеловек Иисус Христос и она увенчалась Его полной победой. Поэтому, хотя Господь и сказал: "Бойтесь . . . того, кто может и душу и тело погубить в геене" (Мф. 10, 28), имея помощником Самого Господа Победителя, христианин никогда не должен унывать в своей духовной борьбе.

 IMG 7901Символ веры содержит все христианские истины, которые в древности люди знали до Крещения, а в наши дни обычно изучаются в курсе Закона Божия. Ответственность за это обучение берут на себя восприемники, и они совершают тягчайший грех, если забывают об этом.

 Самое Таинство Крещения состоит из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и последующего самого главного священнодействия - троекратного погружения крещаемого в воду со словами: "Крещается раб Божий (его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь." Сойдя во Иордан, Господь Иисус Христос освятил воды и с ними все стихии и всю материю мира. С этого события вся природа стала вновь способной получать благодатные дары и быть в некоторой мере хранилищем благодати. В этом - основание для освящения воды и других стихий и предметов. Вода была издревле символом очищения, а погружение в нее - символом покаяния. Наряду с этим, как необходимая для жизни, была она и символом жизни. Избрав воду для совершения Таинства Крещения, Господь придает символам, с нею связанным, действенную силу. По словам святого Кирилла Иерусалимского, "вода по освящении становится для крещаемого ...гробом и матерью". Гробом потому, что войдя в купель, человек в подобии соединяется со смертью Христовой; матерью - потому, что через крещальную смерть совершается его новое рождение. Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сперва вода, а потом крещаемый, есть символ исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры, кадило - благоухание Святого Духа, белые одежды новокрещеного - освобожденную от власти греха и сатаны, новую жизнь или душу христианина, которую он должен хранить незапятнанной, наконец, нательный крест - крестное последование Христу и знак веры в Его победу. В случае крайней нужды крещение может совершить путем простого погружения в воду (или даже путем кропления), при произнесении крещальных слов, каждый православный христианин, в силу принадлежности его к "царственному священству", то есть к Церкви. Святая Церковь знает также Крещение кровью, когда не успевший креститься человек запечатлевает свою верность Христу мученическою смертью.

 Слово епископа Александра (Семенова Тян-Шанского) о Таинстве Крещения 

 


 

                                                         Символ веры

По-церковнославянски  По-русски
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием. И воскресшего в третий день согласно Писаниям.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Признаю одно крещение для прощения грехов.
11. Чаю воскресения мертвых, Ожидаю воскресения мертвых,
12. и жизни будущаго века. Аминь. и жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Со времен апостольских... христиане пользовались "символами веры" для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней Церкви существовало несколько кратких символов веры. В четвертом веке, когда появились ложные учения о Боге, Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить. Таким образом возник ныне употребляемый Православной Церковью символ веры. Он был составлен Отцами Первого и Второго Вселенских Соборов. Первый Вселенский Собор принял семь первых членов Символа, Второй - остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. по Рождестве Христовом для утверждения истинного учения о Сыне Божием против ложного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 381 г. для утверждения истинного учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых собирались отцы Первого и Второго Вселенских Соборов, Символ носит название Никео-Цареградского. При изучении, Символ веры разделяют на двенадцать членов. В первом говорится о Боге Отце, далее по седьмой включительно - о Боге Сыне, в восьмом члене - о Боге Духе Святом, в девятом - о Церкви, в десятом - о крещении, в одиннадцатом и двенадцатом - о воскресении мертвых и о вечной жизни.

Молитва Господня

  Отче наш, Иже ecи на небесех! Да святится имя Твое. да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Песнь Пресвятой Богородице

 Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Десять заповедей Божиих

  1. Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене.

  2. Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послу жиши им.

  3. Не приемли имени Господа Бога твоего всуе.

  4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый - суббота Господу Богу твоему.

  5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.

  6. Не убий.

  7. Не прелюбы сотвори.

  8. Не укради.

  9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

  10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.   (Кн. Исход, гл. 20, ст. 2, 4-5, 7, 8-10, 12-17)

Суть этих заповедей Господь Иисус Христос изложил так: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Евангелие от Матфея, гл. 22,ст. 37-39).

 

Правило преподобного Серафима Саровского для мирян

 Молитву преSv.Prep.Serafimeподобный Серафим Саровский считал для жизни столь же необходимой, как и воздух. Он просил и требовал от своих духовных детей, чтобы они непрестанно молились, и заповедал им молитвенное правило, оставшееся под именем "Правила отца Серафима". Пробудившись от сна, всякий должен оградить себя крестным знамением и, став на избранном месте, читать ту спасительную молитву, которую людям передал Сам Господь, то есть "Отче наш" (трижды), потом "Богородице Дево, радуйся" (трижды), и, наконец, единожды Символ веры. Совершив это утреннее правило, всякий христианин пусть отходит на свое дело и, занимаясь дома или находясь в пути, должен читать тихо про себя: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго": Если же окружают люди, то, занимаясь делом, говорить только умом: "Господи, помилуй", и так продолжать до самого обеда. Перед обедом совершить утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, всякий должен читать тихо: "Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго", что продолжать до самой ночи. Когда же случится проводить время в уединении, нужно читать: ,,Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго", а ложась спать на ночь, всякий христианин должен повторить утреннее правило и после него с крестным знамением засыпать. При этом св. старец говорил, указывая на опыт св. отцов, что, если христианин будет держаться этого малого правила, как спасительного якоря среди волн мирской суеты, со смирением исполняя его, то может достигнуть высокой меры духовной, ибо эти молитвы - основание христианства: первая - как слово Самого Господа и данная Им в образец всех молитв, вторая принесена с неба Архангелом как приветствие Пресвятой Деве, Матери Господа. Последняя же заключает все догматы веры. Имеющий время пусть читает Евангелие, Апостол, другие молитвы, акафисты, каноны. Если же кому-то невозможно выполнять и это правило - слуге, подневольному человеку - то мудрый старец советовал выполнять это правило и лежа, и при ходьбе, и в деле, помня слова Писания: ,,Всяк, иже призовет имя Господне, спасется".


 

О Спасителе мира, Господе Иисусе Христе

IisusПришедший на землю Сын Божий, Господь Иисус Христос, есть Спаситель человечества. По воле Бога-Отца и из сожаления к нам, грешным людям, Он пришел в мир и стал человеком. Своим словом и примером Он учил людей, как надо верить и жить, чтобы стать праведным и быть достойным звания детей Божиих, участником Его бессмертной и блаженной жизни. Чтобы очистить наши грехи и победить смерть, Он умер на кресте и воскрес в третий день. Теперь, как Богочеловек, Он пребывает на небе со Своим Отцом. Иисус Христос является главой основанного Им Царства Божия, называемого Церковью, в которой верующие спасаются, руководимые и укрепляемые Духом Святым. Перед концом мира Иисус Христос снова придет на землю, чтобы судить живых и мертвых. После этого наступит Его Царство Славы, рай, в котором спасенные будут вечно радоваться. Так предсказано, и мы верим, что так и будет.

К величайшему событию в жизни человечества - пришествию на землю Сына Божия - Господь подготовлял людей, в особенности еврейский народ, в течение тысячелетий. Из среды еврейского народа Бог выдвигал пророков, которые предсказывали пришествие Спасителя мира - Мессии и этим закладывали фундамент веры в Него. Кроме того, Бог в течение многих поколений, начиная от Ноя, потом - Авраама, Давида и других праведников, предочищал тот телесный сосуд, от которого Мессия должен был принять плоть. Так, наконец, родилась Дева Мария, Которая явилась достойной стать Матерью Иисуса Христа. Мария была сиротой и Ее опекал дальний родственник, престарелый Иосиф, живший в Назарете, одном из небольших городов в северной части Святой Земли. Архангел Гавриил, явившись, возвестил Деве Марии о том, что Она избрана Богом стать Матерью Его Сына. Когда Дева Мария смиренно согласилась, Дух Святой сошел на Нее и Она зачала Сына Божия. Последовавшее затем рождение Иисуса Христа произошло в небольшом иудейском городке Вифлееме, в котором раньше родился царь Давид, предок Христа по плоти. Время рождения Иисуса Христа историки относят к 749-754 годам от основания Рима. Принятое летоисчисление "от Рождества Христова" начинается с 754 г. от основания Рима.

kreshenie GospodaЖизнь, чудеса и беседы Господа Иисуса Христа описаны в четырех книгах, именуемых Евангелиями. Первые три Евангелиста - Матфей, Марк и Лука - описывают события Его жизни, происходившие, главным образом, в Галилее - северной части Святой Земли. Евангелист же Иоанн дополняет их повествования, описывая события и беседы Христа, происходившие преимущественно в Иерусалиме.

О жизни Иисуса Христа до тридцатилетнего возраста почти ничего неизвестно. На тридцатом году жизни Иисус Христос принял от пророка Иоанна крещение в реке Иордане. Общественное служение Иисус начал в Галилее избранием двенадцати апостолов. Апостолы были посланы Христом проповедовать приближение Царства Божия. Сам Он тоже путешествовал по Святой Земле, проповедуя, собирая учеников и распространяя учение о Царстве Божием.

Иисус Христос явил Свое Божественное достоинство множеством чудес и пророчеств. Бездушная природа безусловно повиновалась Ему. Так, например, по слову Его буря сразу же укротилась; Он мог ходить по воде как по суше; умножив пять хлебов и несколько рыб. Он накормил многотысячную толпу; при необходимости Он претворил воду в вино. Он воскрешал мертвых, изгонял бесов и исцелял бесчисленное множество больных. При Этом Иисус Христос всячески избегал человеческой славы. Для своей надобности Иисус Христос никогда не прибегал к Своей всемогущей силе. Все Его чудеса проникнуты глубоким состраданием к людям. Величайшим чудом Спасителя было Его собственное воскресение из мертвых. Этим воскресением Он победил власть смерти над людьми и положил начало нашему воскресению из мертвых, которое произойдет при конце мира.

Евангелисты записали многие предсказания Иисуса Христа. Некоторые из них исполнились уже при жизни Апостолов и их преемников. Среди них: предсказание об отречении Петра и предательстве Иуды, о собственном распятии и воскресении, о сошествии Святого Духа на Апостолов, о чудесах, которые будут совершать Апостолы, о гонениях за веру, о разрушении Иерусалима и др. Некоторые пророчества Христа, относящиеся к последним временам, начинают исполняться, например: о распространении Евангелия во всем мире, о развращении людей и об охлаждении веры, об ужасных войнах, землетрясениях и т. д. Наконец, некоторым пророчествам, как, например, о всеобщем воскресении мертвых, о втором Христовом пришествии, о кончине мира и о Страшном Суде - предстоит еще исполниться. Оraspyatieбщественное служение Господа нашего Иисуса Христа продолжалось более трех лет. Первосвященники, книжники и фарисеи не приняли Его учения и, завидуя Его чудесам и успеху, искали случая убить Его. Наконец такой случай представился. После воскрешения Спасителем четверодневного Лазаря, за шесть дней до Пасхи, Иисус Христос, окруженный народом, торжественно, как сын Давида и царь израилев, вошел в Иерусалим. Народ воздавал Ему царские почести. Иисус Христос прямо направился в храм, но, увидев, что первосвященники дом молитвы превратили в "вертеп разбойников", изгнал оттуда всех торговцев и менял. Это вызвало гнев фарисеев и первосвященников и они на своем собрании решили Его погубить. Между тем Иисус Христос по целым дням учил народ в храме. В среду один из Его двенадцати учеников. Иуда Искариот, предложил членам синедриона тайно предать своего Учителя за тридцать серебряных монет. Первосвященники с радостью согласились. В четверг Иисус Христос, желая совершить Пасху вместе со Своими учениками, отправился из Вифании в Иерусалим, где его ученики приготовили для Него большую комнату. Явившись сюда вечером, Иисус Христос показал Своим ученикам величайший пример смирения, умыв их ноги, что у евреев обыкновенно делали слуги. Затем было установлено таинство Евхаристии или Причащения. После тайной вечери Иисус Христос вышел в Гефсиманский сад, где начались Его внутренние страдания за грехи наши. В это время в сад пришли вооруженные иудеи под предводительством Иуды и отвели Иисуса к первосвященникам. После того, как Христос признал себя Сыном Божиим и Мессией, они обвинили Его в богохульстве, за что по закону следовала смертная казнь. В пятницу утром Иисуса Христа привели на суд к римскому прокуратору Понтию Пилату. Сначала Пилат не хотел утверждать смертного приговора, но затем, убоявшись доноса на себя в Рим, уступил требованию иудеев. Христос был отведен на гору Голгофу и там распят на кресте между двумя разбойниками. Безропотно принял Он эту казнь. Стоял полдень. Вдруг солнце померкло и тьма на целых три часа распространилась по земле. Наконец Он сказал: "...Совершилось!" - и предал дух Свой Богу Отцу. Двое тайных учеников Иисуса - Иосиф и Никодим - Voskreshenieполучили разрешение у Пилата взять тело своего Учителя. Они погребли Его во гробе Иосифа, в саду близ Голгофы. Члены синедриона запечатали вход во гроб и приставили к нему военную стражу. В воскресенье (вероятно 8-ого апреля), на третий день после Своей крестной смерти, Иисус Христос воскрес из мертвых. Первыми свидетелями этого события были воины, стерегшие гроб, которые в ужасе разбежались при явлении Ангела, отвалившего камень от входа. Затем мироносицы, пришедшие помазать тело Иисуса, нашли гроб пустым и удостоились видеть Самого Воскресшего и слышать от Него приветствие: "Радуйтесь!" После Иисус Христос являлся многим Своим ученикам в разное время. В течение сорока дней Христос не раз беседовал со Своими учениками, давая им последние наставления. В сороковой день Иисус Христос на виду у Своих учеников вознесся на небо. Как мы верим, Иисус Христос сидит одесную Бога Отца, то есть имеет с Ним одну власть. Вторично Он придет на землю в конце мира, чтобы судить живых и мертвых, после чего начнется Его славное и вечное Царство, в котором праведники будут сиять как солнце.

Вся жизнь и учение Спасителя были направлены к тому, чтобы заложить новые духовные начала в человеческую жизнь: чистую веру, живую любовь к Богу и ближним, стремление к нравственному совершенствованию и святости. На этих началах нам следует строить свое религиозное мировоззрение и свою жизнь. Созидая же свою жизнь на заповедях Христовых, мы утешаем себя мыслью, что Царство Божие непременно восторжествует, и на обновленной земле наступит обещанный мир, справедливость, радость и бессмертная жизнь. Дай нам Господь оказаться достойными наследовать Его Царство!



Обязанности крестных и молитвы за крестников

У крестных по отношению к крестникам есть три основные обязанности:IMG 7976

1. Молитвенная. Крестный обязан молиться за своего крестника, а также по мере его возрастания научить молитве, чтобы крестник уже сам мог общаться с Богом и просить Его о помощи во всех своих жизненных обстоятельствах.

2. Вероучительная. Обучать крестника основам христианского вероисповедания.

3. Нравоучительная. На собственном примере, показать малышу человеческие добродетели - любовь, доброту, милосердие, и т.д., чтобы малыш возрастал настоящим добрым христианином. Крестный обещает Богу, что приведет к Нему крестника. О том, что крёстный сделал для этого, он будет отвечать на Страшном суде.


Молитва за детей и за крестников, отца Иоанна (Крестьянкина):

Сладчайший Иисусе! Боже сердца моего! Ты даровал мне детей по плоти, они Твои по душе. И мою и их души искупил Ты Своею неоцененною Кровию. Ради Крови Твоея Божественныя умоляю Тебя, сладчайший мой Спаситель, благодатью Твоею прикоснись сердца детей моих (имена) и крестников моих (имена), огради их страхом Твоим Божественным, удержи их от дурных наклонностей и привычек, направь их на светлый путь жизни, истины и добра. Укрась жизнь их всем добрым и спасительным, устрой судьбу их яко же Ты Сам хочеши и спаси души их ими же веси судьбами! Господи, Боже отцев наших! Детям моим (имена) и крестникам (имена) дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои, откровения Твои и уставы Твои. И исполнять все это! Аминь.

 

О воспитании детей добрыми христианами:

 

Молитва родителей ко Господу Богу

  Боже, наш милостивый и небесный Отче!

 Помилуй наших детей (имена) и крестников (имена), за которых мы смиренно молим Тебя и которых предаем на Твое попечение и защиту.

 Вложи в них крепкую веру, научи их благоговеть перед Тобою и удостой их крепко любить Тебя, нашего Создателя и Спасителя.

 Направь их, Боже, на путь истины и добра, чтобы они все делали во славу Твоего имени.

 Научи их благочестиво и добродетельно жить, быть добрыми христианами и полезными людьми.

 Дай им здравие душевное и телесное и успех в трудах.

 Избавь их от хитрых козней диавола, от многочисленных соблазнов, от скверных страстей и от всяких нечестивых и беспорядочных людей.

 Ради Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, по молитвам Его Пречистой Матери и всех святых приведи их к тихой пристани Твоего вечного Царства, чтобы они со всеми праведными всегда благодарили Тебя с единородным Твоим Сыном и животворящим Твоим Духом.

 Аминь.


 Молитва ко Господу Богу, составленная преподобным Амвросием Оптинским:

 Господи, Ты Един вся веси, вся можеши и всем хощеши спастись и в разум Истины прийти. Вразуми чад моих (имена) познанием истины Твоей и воли Твоея Святыя, укрепи их ходити по заповедям Твоим и мене грешного помилуй.

 Аминь.

 Милосердный Господи, Иисусе Христе, Тебе вручаю чад моих, которых Ты даровал мне, исполни моление мое.

 Прошу Тебя, Господи, спаси их путями, которые Ты Сам знаешь. Сохрани их от пороков, зла, гордости, и да не коснется душ их ничто, противное Тебе. Но веру, любовь и надежду на спасение даруй им, и да будет свят и непорочен пред Богом их жизненный путь.

 Благослови их, Господи, да стремятся они каждую минуту жизни своей исполнить Твою Святую волю, дабы Ты, Господи, мог всегда пребывать с ними Духом Твоим Святым.

 Господи, научи их молиться Тебе, дабы молитва была им опорою, отрадою в скорбех и утешением жизни их, и дабы молитвою их спасались и мы, их родители.

 Ангелы Твои да хранят их всегда.

 Да будут чада мои чутки к горю ближних своих, и да исполнят они Твою заповедь любви. И если согрешат они, то сподоби их, Господи, принести покаяние Тебе, и Ты по Своей неизреченной милости прости их.

 Когда же кончится жизнь их земная, то возьми их в Свои Небесные Обители, куда пусть ведут они с собой и других рабов Твоих избранных.

 Молитвами Пречистыя Матери Твоея Богородицы и Приснодевы Марии и святых Твоих (перечисляются все святые семьи), Господи, помилуй нас, яко препрославлен еси со Безначальным Твоим Сыном и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

 Аминь.


Что подарить крестнику

Выбирая подарок для крестника или крестницы, в первую очередь, помните о том, что лучшим даром для него станет ваша забота о душе того, чьим восприемником вы становитесь. Существуют проверенные временем церковные традиции, поэтому не стоит изобретать велосипед и ломать голову над тем, что преподнести своему крестнику. Издавна крестные мать и отец в день святого крещения являлись дарителями трех необходимых атрибутов этого таинства: нательного креста, крестильной одежды и иконы с изображением святого, именем которого нарекается крестник. Нательный крест может быть из любого металла. Если он куплен не в церкви, то его необходимо освятить. В случае, когда крестится младенец или маленький ребенок, позаботьтесь о том, чтобы крестик был легкий, а веревочка – не длинной. Если крестится взрослый человек, то в дополнении к крестику можно подарить медальон с изображением Богоматери или Спасителя.

В старые времена вместо крестильной одежды крестная мать приносила в церковь так называемую «ризку» («крыжму») – белоснежную ткань, символизирующую абсолютную чистоту и безгреховность, в состоянии которых находится воспринимаемый от святой купели, человек. Эту ткань надлежало хранить до конца жизни. Такой тканью может быть белая пеленка, полотенце, или купленный в магазине специальный крестильный набор. Уникальным, душевным подарком может стать крестильная одежда, сшитая и украшенная вышивкой, кружевом руками самой крестной или кем-то из близких новокрещаемому людей. Еще одним из традиционных подарков была и остается мерная (ростовая, родимая) икона. Мерная икона — икона одноименного ребенку святого на доске размером в рост новорожденного. Такая икона обычно пишется на заказ не менее месяца, поэтому нужно позаботиться об ней заранее. Если крестится взрослый – можно преподнести ему в дар обычную икону с изображением его святого. Мерную икону обычно располагают у кровати - чтобы человек мог засыпать и просыпаться, духовно общаясь со своим святым покровителем. Хорошо подарить книгу с описанием жития того святого, чьим именем наречен крестник или крестница.

Прекрасным подарком будут, конечно, Библия, другие книги духовного содержания – например, детский молитвослов (если крестится ребенок). Кроме этих канонических даров, конечно, можно подарить еще что-то: детям обычно дарят игрушки, прекрасным подарком для взрослого покрестившегося может стать поездка в паломничество по святым местам. И все-таки нет ничего более ценного и, вместе с тем, не имеющего никакой цены, чем заступническая молитва крестных.